Главная | Справочник | Нормативные документы | Обратная связь | Подписка на новости | Архив | Консультации юристов
 

Новое в законодательстве

Авторизация



Банковские операции >> Банковские заметки >> Основные изменения для банков с 2014 года. Часть 3

Основные изменения для банков с 2014 года. Часть 3

PDF Печать
19.01.2014 15:21

Помимо новых нормативных документов Банка России, привнёсших с 2014 года многочисленные изменения в бухгалтерский учет и отчетность кредитных организаций, в 2014 году вступает в силу ряд законодательных актов, касающихся деятельности банков.

Смотреть первую часть изменений

Смотреть вторую часть изменений

1. Применение кредитными организациями ККТ

С 9 мая 2014 года вступает в силу Федеральный закон № 89-ФЗ от 07.05.2013, вносящий изменения в Федеральный закон № 54-ФЗ от 07.05.2013 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Закон № 54-ФЗ) в части уточнения обязанностей кредитных организаций. В частности, с указанной даты платежные терминалы *  кредитных организаций должны быть оборудованы ККТ в случаях:

• осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

или

• осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;

или

• осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.

* Что следует относить к платежным терминалам, определено понятием "Платежный терминал", данным в Законе № 54-ФЗ.

Кроме того, Банк России не будет регулировать порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов. Контроль соблюдения кредитными организациями требований законодательства о ККМ будут осуществлять налоговые органы.

Следует обратить внимание, что вносимыми в Законом № 54-ФЗ изменениями дается обновленное определение термина "Банкомат".

2. Страхование вкладов

С 03.04.2014 года Агентство по страхованию вкладов вправе обратиться в Банк России с просьбой о предоставлении  кредита без обеспечения на срок до пяти лет для целей обеспечения финансовой устойчивости системы страхования вкладов, а также для финансирования выплат возмещений по вкладам.

Ужесточены требования, предъявляемые к банкам-участникам системы страхования вкладов. В частности:

Требования, которым должен соответствовать банк, участвующий в системе страхования вкладов, дополнены соблюдением установленного Банком России порядка раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк.

Уточнены группы показателей, по которым оценивается банк, участвующий в системе страхования вкладов, и меющий право на их привлечение.

Расширен перечень условий, при которых банк лишается права на привлечение средств во вклады. В частности, к таким условиям  дополнительно отнесены:

• группа показателей прозрачности структуры собственности банка оценивается как неудовлетворительная в течение трех месяцев подряд;

• группа показателей качества управления банком, включая показатели, характеризующие систему управления рисками, состояние внутреннего контроля, в том числе в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также качество бизнес-планирования, оценивается как неудовлетворительная в течение трех месяцев подряд;

• банк не соблюдает установленный Банком России порядок раскрытия неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк, в течение трех месяцев подряд.

Банк России при выявлении установленных условий, направляет  требование о представлении банком, ходатайства о прекращении права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц и вводит запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.

Информация о применении Банком России к банку запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, будет размещаться на официальном сайте Банка России в день вынесения соответствующего предписания, а также на официальном сайте Агентства по страхованию вкладов не позднее дня, следующего за днем получения соответствующей информации из Банка России.

Информирование Банком России Агентства по страхованию вкладов:

1) о признании утратившей силу лицензии Банка России на привлечение банком во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц;

2) о применении Банком России к банку мер в виде запрета (ограничения) на привлечение денежных средств физических лиц и на открытие банковских счетов физических лиц;

3) о реорганизации банка

будет производится не позднее 3-х рабочих дней (ранее – 7 дней).

Указанные изменения внесены Федеральным законом от 02.12.2013 № 335-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

3. Учредители банка

С 03.04.2014 года в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 №335-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», исключается норма, запрещающая учредителям банка выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

4. Залоги

С 01.07.2014 года вступает в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».

Вносятся значительные изменения в законодательство о залоге, а также переходе прав кредитора к другому лицу.

После 01.07.2014 года правила о государственной регистрации договора ипотеки, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и Федеральном законе от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", не подлежат применению к договорам ипотеки, заключаемым после вступления в силу вышеуказанного Федерального закона № 367-ФЗ.

5. Потребительское кредитование

С 01.07.2014 года вступает в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)"

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) (за исключением ипотеки) физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, на основании кредитного договора, договора займа и исполнением соответствующего договора.

В частности  законом определены:

• условия договора потребительского кредита (займа);

• порядок расчета полной стоимости кредита;

• условия заключения договора;

• порядок расчета процентной ставки;

• порядок информирования заемщика;

• порядок отказа от кредитования;

• порядок уступки прав требований по кредитному договору.

Профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организации, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В связи с вступлением  в силу  указанного выше закона, соответствующие изменения вносятся также*:

1) в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (в части содержания информации о товарах (работах, услугах), порядка оформления согласия на предоставление дополнительных товаров (работ, услуг), порядка возврата товара ненадлежащего качества);

2) в Федеральный закон от 16 июля 1998 года №102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)» (в части применения к договору «ипотеки» некоторых требований Федерального закона«О потребительском кредите (займе)»(размещение информации, взимание вознаграждения, предоставление графиков);

3) в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (вводятся новые статьи 14.56. «Незаконное осуществление профессиональной деятельности по предоставлению потребительских займов» и 14.57. «Нарушение законодательства Российской Федерации о потребительском кредите (займе) при совершении действий, направленных на возврат задолженности по договору потребительского кредита (займа)»);

4) в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ "О кредитных историях" (в части содержания кредитной истории, обязанности предоставления информации в бюро кредитных историй дополнительно с кредитными организациями микрофинансовыми организациями, кредитными кооперативами);

5) В Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» в части исключения положений, регламентированных требований Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)».

*Приведены основные изменения, вносимые Федеральным законом от 21.12.2013 № 363-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О потребительском кредите (займе)".

6. Мнимые и притворные сделки

С 01.01.2014 года вступает в силу Федеральный закон от 21.12.2013 № 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете" и признании утратившей силу статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вводится определение мнимого и притворного объекта бухгалтерского учета.

Законом введен прямой запрет на  принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок и ведение двойного учета.

В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчетность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

7. НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА (НПС)

С 1 января 2014 года вступают в силу отдельные положения ст.9 Федерального закона № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платежной системе».

Таким образом, с 2014 года:

• Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

• Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

• Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

• Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее 3 лет.

• Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

• Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

• В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

• После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

• В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

• В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

• В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

Применение кредитными организациями настоящей статьи разъяснил Банк России в Письме от 14.12.2012 № 172-Т "О Рекомендациях по вопросам применения статьи 9 Федерального закона "О национальной платежной системе".

8. Банковская гарантия

1) С 1 января 2014 года вступает в силу Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

В соответствии с данным законом определены требования к банкам, имеющих право предоставлять банковские гарантии для целей обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В рамках исполнения данного закона с 2014 года вступает в силу также Постановление Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 "О банковских гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утверждающее:

• требования к форме банковской гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";

• перечень документов, представляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

• Правила ведения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок реестра банковских гарантий;

• форму требования об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

2) С 01.01.2014 года также начинают действовать требования к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Указанные требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.12.2013 № 1188 «Об утверждении требований к банковской гарантии, предоставляемой в случае, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем» в соответствии с положениями пункта 4.1. , введенного Федеральным закономот 07.05.2013 №  103-ФЗ в статью 10 Закон «О концессионных соглашениях» (от 21.07.2005 N 115-ФЗ).

Справочно: Федеральный закон «О концессионных соглашениях», статья.10:

4.1. В случае, если объектом концессионного соглашения является имущество, указанное в части 1.2настоящей статьи, безотзывная банковская гарантия должна быть непередаваемой и соответствовать иным утвержденным Правительством Российской Федерации требованиямк таким гарантиям».









Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 19.01.2014 17:01
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители. Ваш комментарий появится после его проверки модератором сайта. Обращаем Ваше внимание: сайт направлен на размещение информации, наиболее интересной и полезной для максимального количества посетителей. Поэтому комментарии, содержащие недовольства и возмущения жизнью, законодательством, правительством, и т.д., а также малоинформативные общие рассуждения, флуд и риторические вопросы, публиковаться не будут. Ответы на Ваши вопросы также будут опубликованы только, если тема, поднятая данным вопросом, интересна большинству посетителей и ранее ответ на данный вопрос не давался. Даже если Ваш вопрос не опубликован, ответ на него, по мере возможности, мы можем дать лично на e-mail, который указывается Вами при написании комментария (e-mail нигде не публикуется).


Защитный код
Обновить

Поиск

Новое на сайте