Главная | Справочник | Нормативные документы | Обратная связь | Подписка на новости | Архив | Консультации юристов
 

Новое в законодательстве

Авторизация



Банковские операции >> О банках >> Обзор изменений Положения Банка России о РВПС

Обзор изменений Положения Банка России о РВПС

18.07.2013 11:45

С 09.07.2013 года вступили в силу (за исключением отдельных пунктов) изменения в Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности от 26.03.2004 № 254-П). Ниже приведен обзор основных изменений, которые кредитные организации должны учесть в своих внутренних документах

1. Изменения в пункт 2.3.

Внутренние документы кредитной организации должны содержать полный перечень существенных факторов, используемых кредитной организацией при классификации ссуд в соответствии с Положением 254-п.

В том числе, дополнительно к ранее имеющимся в Положении 254-П требованиям к составу внутренних документов, во внутренних документах должно быть отражено:

1) Описание правил, методов и процедур, используемых для определения реальности деятельности заемщика - юридического лица в сфере производства продукции, выполнения работ и оказания услуг (далее - реальность деятельности)[1]. В том числе, кредитной организации необходимо определить:

• перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщика - юридического лица реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуды (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику) (минимальный перечень таких обстоятельств приведен в приложении 5 к Положению 254-П, по усмотрению кредитной организации данный перечень может быть расширен, при этом может быть использовано Письмо Банка России № 43-Т от 04.04.2011 и Письмо Банка России № 161-Т от 26.12.2005);

• перечень основных используемых источников информации по данному вопросу, характеризующих сведения, необходимые для выявления таких заемщиков;

• полномочия работников кредитной организации, участвующих в проведении указанной работы;

• порядок принятия решений о реальности деятельности заемщика (о признании деятельности заемщика реальной).

При оценке реальности деятельности заемщика - юридического лица кредитные организации должны исходить из того, что результаты данной деятельности могут быть реализованы (проданы) на рынке, при том что оплата со стороны потребителей (покупателей) осуществляется ими не за счет систематического и существенного использования денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных им кредитной организацией - кредитором прямо либо косвенно (через третьих лиц) с принятием на кредитную организацию - кредитора кредитных рисков.

2) Порядок принятия решения об оценке финансового положения заемщика;

3) Порядок уточнения размера резерва с учетом обеспечения по ссуде;

4) Иные не противоречащие Положению 254-П существенные факторы, которые могут повлиять на классификацию ссуд в соответствии с пунктом 3.9 Положения 254-П.

Справочно: пункт 3.9. Положения 254-П

«3.9. Определение категории качества ссуды (определение степени обесценения ссуды без учета обеспечения по ссуде) в отсутствие иных существенных факторов, используемых при классификации ссуды, осуществляется с применением профессионального суждения на основе комбинации двух классификационных критериев (финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга) в соответствии с таблицей 1...

Таблица 1

Определение категории качества ссуды
с учетом финансового положения заемщика и качества
обслуживания долга

Обслуживание долга \ финансовое положение Хорошее Среднее Неудовлетво-рительное
Хорошее Стандартные (I категория качества) Не стандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества)
Среднее Не стандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества)
Плохое Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества) Безнадежные (V категория качества)

2. Изменения в пункт 3.1.1.

В Профессиональное суждение кредитной организации к заключению о результатах оценки финансового положения заемщика необходимо добавить обоснование осуществления заемщиком - юридическим лицом реальной деятельности.

3. Изменения в пункт 3.1.5.

Профессиональное суждение по юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, формируется и документально оформляется на момент выдачи ссуды и в дальнейшем составляется  в течение месяца после окончания периода, установленного для представления отчетности (годовой бухгалтерской (финансовой) и налоговой декларации по налогу на прибыль организаций) в налоговые органы по состоянию на квартальную (годовую) отчетную дату.

Исходя из положений ст.289 НК РФ:

Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода ( т.е. ежеквартально) представлять в налоговые органы ... соответствующие налоговые декларации

Поскольку отчетный период для декларации по налогу на прибыль – квартал, следовательно Профессиональное суждение составляется по прежнему один раз в квартал.

4. Изменения в пункт 3.7.2.2.:

Кредитная организация может признать ссуду не реструктурированной, если в течение 360 календарных дней с момента последней реструктуризации ссуды платежи по основному долгу и (или) процентам по ней осуществляются заемщиком своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями договора, на основании которого ссуда предоставлена с учетом соглашения о реструктуризации.

 В случае если в дальнейшем по такой реструктурированной ссуде будет выявлено ухудшение качества обслуживания долга (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3.7.3.2 пункта 3.7 (см. ниже), расчетный резерв по ней определяется исходя из максимального размера, предусмотренного для категории качества, в которую классифицируется данная ссуда.

Справочно: пункт 3.7.3.2

Обслуживание долга признается неудовлетворительным, если: … ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое …».

5. Изменения в пункт 3.10

Уполномоченный орган управления кредитной организации/уполномоченный орган кредитной организации может принять решение о признании обслуживания долга хорошим по реструктурированным ссудам, выданным кредитной организацией заемщику для погашения долга по ранее предоставленной ссуде, если финансовое положение заемщика в течение последнего завершенного и текущего года оценивалось не хуже, чем среднее (ранее как хорошее).

Уполномоченный орган управления кредитной организации/уполномоченный орган кредитной организации не может принимать решение о признании обслуживания долга хорошим по  ссудам, направленным заемщиком прямо или косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией.

6. Изменения в пункт 3.12

Кредитная организация не учитывает фактор отсутствия информации для оценки финансового положения заемщика для оценки категории качества, если отсутствие бухгалтерской (финансовой) отчетности заемщика связано с особенностями законодательства страны его места нахождения.

7. Вновь введен пункт 3.12.1

Ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, не осуществляющим реальной деятельности либо осуществляющим такую деятельность в незначительных объемах в денежном выражении, не сопоставимых с размером ссуд (совокупности ссуд, предоставленных данному заемщику), классифицируются не выше, чем в III категорию качества с расчетным резервом в размере не менее 50 процентов. Формируемый после уменьшения на величину обеспечения резерв по данным ссудам не может быть менее 10 процентов, за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего подпункта.

Резерв в размере, определенном настоящим подпунктом, может не формироваться при наличии по ссуде обеспечения I или II категорий качества,стоимость которого с учетом коэффициентов (индексов) категории качества обеспечения, составляет не менее размера ссуды.

Резерв в размере, определенном данным пунктом поддерживается в течение всего срока действия ссуды. Резерв не формируется только в случае документарного подтверждения устранения заемщиком оснований применения требований настоящего подпункта.

ВАЖНО: Положения данного подпункта применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года. К ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, указанные положения применяются начиная с 1 января 2015 года.

Начиная с  1 января 2014 года Кредитная организация не включает такие ссуды в портфели однородных ссуд.

При этом, если такая ссуда была включена в ПОС до 1 января 2014 года к ней применяется общий порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд, предусмотренный приложением 4 к Положению Банка России N 254-П (п.п.2.1.-2.2. Указания Банка России № 2993-У)

8. Вновь введен пункт 3.12.2, которым определен перечень ссуд, на которые не распространяются требования об оценке реальной деятельности. В том числе, это ссуды:

• выданные кредитным организациям,

• юридическим лицам, являющимся стратегическими предприятиями и организациями,

• ссуды обеспеченные государственными гарантиями и поручительствами,

• ссуды предоставленные заемщикам - юридическим лицам, прямо или косвенно контролируемым государством,

• предоставленные заемщику - юридическому лицу, если сумма уплаченных им налогов/сборов за четыре предшествующих квартала, составляет не менее 10 % суммы совокупной ссудной задолженности заемщика перед кредитной организацией, включая предоставляемую кредитной организацией ссуду, или не менее 100 000 000 рублей,

• на ссуды, обеспеченные поручительством (гарантией) юридических лиц, входящих в Перечень стратегических предприятий и организаций,

• на ссуды, предоставленные заемщику - юридическому лицу (группе связанных заемщиков), в случаях, когда величина ссуды (совокупная величина ссуд) не превышает 0,1 процента величины собственных средств (капитала) кредитной организации, но не более 10 000 000 рублей;

• на ссуды, предоставленные индивидуальным предпринимателям;

• на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, являющимся застройщиками или участниками долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ

• на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам на осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ

• на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, имеющим рейтинг долгосрочной кредитоспособности, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "B"

• на ссуды, предоставленные заемщикам - юридическим лицам, предоставившим в обеспечение кредитной организации акции (депозитарные расписки на акции, доли участия в капитале) иных юридических лиц, в отношении которых или не установлены признаки неведения реальной деятельности если их справедливая стоимость не менее величины задолженности заемщика.

В случае если уполномоченный орган управления (орган) кредитной организации при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указывающего на отсутствие реальной деятельности заемщика (за исключением ссуд, перечисленных в данном пункте выше), принимает решение о том, что заемщиком - юридическим лицом осуществляется реальная деятельность, информация о принятии такого решения в отношении ссуд (совокупности ссуд, выданных одному заемщику или группе связанных заемщиков), превышающих меньшую из двух величин - один процент от величины собственных средств (капитала) кредитной организации либо 300 000 000 рублей, и о категории качества ссуды представляется кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России одновременно с формой отчетности 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации".

9. Изменения в пункт 3.13 и 3.14:

Ссуды, предоставленные кредитной организацией заемщикам и использованные указанными заемщиками прямо либо косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед данной кредитной организацией либо перед другими кредитными организациями (пункт 3.14.1) классифицируются не выше чем в 3 категорию качества ( за исключением ссуд,величина которых не превышает 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, предоставленные физическим лицам(п.3.16).

При этом кредитная организация может классифицировать такие ссуды в более высокую категорию качества, если:

• финансовое положение заемщика в течение последнего завершенного и текущего года оценивается не хуже, чем среднее (пункт 3.14.3.);

• обоснование классификации таких ссуд, в более высокую категорию качества, чем III категория качества, должно содержать документальное подтверждение наличия между заемщиками хозяйственных связей в производственной деятельности и (или) в предоставлении услуг или наличия общего контроля со стороны лиц (группы лиц), не входящих в группу лиц кредитной организации (пункт 3.14.3).

При классификации таких ссуд в более высокую категорию качества в территориальное учреждение Банка России направляется обоснование такой классификации одновременно с формой отчетности 0409115 "Информация о качестве активов кредитной организации".

10. Вновь введен пункт 3.18 о РВПС по ссудам, платежи по  которым в течение календарного года до даты расчета резерва основному долгу и (или) процентам отсутствуют или поступают в размере, не превышающем величину:

• по ссудам в валюте Российской Федерации - менее двух пятых ставки рефинансирования Банка России;

• по ссудам в иностранной валюте - менее ставки ЛИБОР,

• по ссудам в иностранной валюте, в отношении которых не применяется ставка ЛИБОР, - менее уровня учетной ставки, устанавливаемой Федеральной резервной системой США или Европейским центральным банком.

(Например, это может коснуться ссуд, условиями которых предусмотрено погашение основного долга в конце срока).

Размерформируемого после уменьшения на величину обеспечения резерва по таким ссудам:

по истечении первого года - не менее 5 процентов задолженности;

по истечении второго года - не менее 10 процентов задолженности;

по истечении третьего года - не менее 25 процентов задолженности;

по истечении четвертого года - не менее 50 процентов задолженности;

по истечении пятого года - не менее 75 процентов задолженности.

Данные требования не касаются ссуд, на которые не распространяются требования об оценке реальной деятельности (пункт 8).

ВАЖНО: Положения данного подпункта применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года. К ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, указанные положения применяются начиная с 1 января 2015 года.

Начиная с  1 января 2014 года Кредитная организация не включает такие ссуды в портфели однородных ссуд.

При этом, если такая ссуда была включена в ПОС до 1 января 2014 года к ней применяется общий порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд, предусмотренный приложением 4 к Положению Банка России N 254-П (п.п.2.1.-2.2. Указания Банка России № 2993-У).

11. Вновь введен пункт 3.19

Ссуды,предоставленные связанным с кредитной организацией лицам (за исключением кредитных организаций), превышающие 0,1 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации, выданные не на рыночных условиях (не учитывающих порядок определения среднего уровня процентов в соответствии со статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации), а также ссуды, предоставленные на условиях, отличных от каких-либо иных условий кредитования, определенных внутренними документами кредитной организации, классифицируются не выше, чем во II категорию качества (нестандартные) с размером расчетного резерва не менее 10 процентов.

Справочно: Статья 269 Налогового Кодекса РФ определяет особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам, в целях налогообложения прибыли. В частности, к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, могут быть отнесены проценты по ссудам, если:

их размер не отклоняется более чем на 20% в сторону повышения или понижения от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале  по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, принимается равной ставке рефинансирования, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

ВАЖНО: Положения данного подпункта применяются к ссудам, выдаваемым (реструктурируемым) с 1 января 2014 года. К ссудам, выданным (реструктурированным) до 1 января 2014 года, указанные положения применяются начиная с 1 января 2015 года.

Начиная с  1 января 2014 года Кредитная организация не включает такие ссуды в портфели однородных ссуд.

При этом, если такая ссуда была включена в ПОС до 1 января 2014 года к ней применяется общий порядок оценки кредитного риска по портфелю однородных ссуд, предусмотренный приложением 4 к Положению Банка России N 254-П(п.п.2.1.-2.2. Указания Банка России № 2993-У).

12. Изменения в пункт 4.1.

В случае если кредитная организация предоставила заемщику несколько ссуд, и хотя бы по  одной из которых:

• отсутствует информация для анализа финансового положения заемщика (пункт 3.12 Положения 254-П)

• отсутствуют признаки осуществления реальной деятельности (пункты 3.12.1, 3.12.2 Положения 254-П);

• платежи по основному долгу и процента не поступают либо поступают в размере, меньше установленного (пункт 3.18 Положения 254-П);

• выдача осуществлена связанным с кредитной организацией лицам (за исключением кредитных организаций), размером больше 0,1 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (выдача не на рыночных условиях) (пункт 3.19 Положения 254-П)

то резерв по всем ссудам данного заемщика, формируемый после уменьшения на величину обеспечения, определяется исходя из максимальной величины, определенной с применением вышеуказанных пунктов.

13. Изменения в пункт 5.1.

1) Признаки однородности ссуд не могут содержать в качестве самостоятельного признака указание на связанность с кредитной организацией.

2) В Портфель однородных ссуд, в зависимости от продолжительности просроченных платежей, могут быть помещены ссуды, предоставленные субъектам малого и среднего предпринимательства (в том числе финансовое положение которых оценивается как среднее при размере ссуды, не превышающем 5 000 000 рублей (ранее - 1 000 000).  

В случае ухудшения оценки финансового положения заемщика до плохого включительно кредитная организация вправе не исключать такие ссуды из соответствующего портфеля.

14. Изменения в пункт 6.5 .

Из перечня обеспечения, не учитываемого при формировании РВПС, исключены случаи когда:

• финансовое положение залогодателя, одновременно являющегося заемщиком, оценивается как плохое в течение более 180 календарных дней;

• финансовое положение залогодателя - третьего лица оценивается как плохое, за исключением случая, когда ценные бумаги, являющиеся предметом залога и относящиеся к обеспечению I или II категории качества, находятся в закладе у кредитной организации - кредитора, и залогодатель - третье лицо не может быть признан несостоятельным (банкротом) в течение ближайших 180 календарных дней.

Перечень обеспечения, не учитываемого при формировании РВПС, дополненслучаями когда:

• в отношении залогодателя применяются процедуры, предусмотренные законодательством о несостоятельности (банкротстве);

• финансовое положение лица, не имеющего рейтинга долгосрочной кредитоспособности, присвоенного как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "B" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor's" или "Fitch Rating's" либо "B2" по классификации рейтингового агентства "Moody's Investors Service", а также национальных рейтинговых агентств, эмитировавшего (выпустившего) ценные бумаги, принятые в залог, не может быть оценено как хорошее или среднее.

• финансовое положение третьего лица, предоставившего обеспечение, одновременно являющегося заемщиком по иным кредитным договорам, заключенным с кредитной организацией, ухудшится таким образом, что в случае реализации прав кредитора, вытекающих из предоставленного обеспечения по ссуде, возникнут основания для осуществления процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);

• не представлено подтверждение (имеются доказательства недостоверности) реальности предмета залога и (или) его принадлежности залогодателю - третьему лицу (в том числе в силу отсутствия соответствующих активов на балансе залогодателя - третьего лица, отсутствия надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности залогодателя - третьего лица на предмет залога).

15. Изменения в пункт 8.1.

Кредитная организация в соответствии с внутренними документами может устанавливать дополнительные критерии признания безнадежными ссуд, составляющих менее 0,5 процента собственных средств (капитала) кредитной организации, и порядок принятия решений органами управления кредитной организации.

16. Изменения в пункт 9.3.

Ссуда может быть классифицирована Банком России в иную категорию качества, чем категория качества, в которую ссуда классифицирована кредитной организацией, в том числе:

• при несогласии с принятым кредитной организацией решением об использовании при классификации ссуды иных, предусмотренных внутренними документами кредитной организации существенных факторов, не указанных в подпунктах 3.9.2 и 3.9.3 пункта 3.9 Положения 254-П.

• если классификация произведена кредитной организацией на основе положения (положений) внутренних документов, противоречащих требованиям Положения 254-П.

17. Видоизменен перечень информации для анализа финансового состояния заемщика-юридического лица (Приложение 2 к Положению 254-П):

Новый перечень:

• годовая бухгалтерская отчетность в полном объеме, составленная на основании образцов форм, утвержденных Приказом Минфина от 2 июля 2010 года № 66н

• публикуемая отчетность за три последних завершенных финансовых года;

• бухгалтерский баланс;

• отчет о финансовых результатах на последнюю отчетную дату;

сведения, представляемые в составе форм федерального статистического наблюдения в Федеральную службу государственной статистики (Росстат);

данные по формам налоговой отчетности, представляемым в налоговые органы.

18. Введено приложение 5 «Минимальный перечень обстоятельств, свидетельствующих о возможном отсутствии у заемщиков - юридических лиц реальной деятельности или осуществлении ее в незначительных объемах».

По сравнению с Письмом банка России № 43-Т от 04.04.2011 года Перечень расширен и дополнен следующими операциями:

• Превышение более чем в 10 раз размера предоставленной заемщику - юридическому лицу необеспеченной ссуды или ссуды, обеспечением по которой не является обеспечение I категории качества, а также обеспечение II категории качества в виде гарантий (поручительств), залога ценных бумаг, залога недвижимости, указанных в главе 6 Положения 254-П, над величиной полученной им среднеквартальной выручки за последние 12 календарных месяцев до даты оценки ссуды (или меньший период для юридических лиц, зарегистрированных в последние 12 календарных месяцев). При определении показателя выручки заемщика - юридического лица возможно использовать данные консолидированной отчетности группы, в которую входит заемщик, составленной по российским или международным стандартам, раскрываемой неограниченному кругу лиц.

• Случаи, когда ссуда предоставлена кредитной организацией заемщику - юридическому лицу, не являющемуся финансовой организацией, имеющей лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности от своего имени и за свой счет, более 70 процентов активов которого на последнюю отчетную дату представляют собой дебиторскую задолженность (за исключением дебиторской задолженности, возникшей по договорам купли-продажи товаров, договорам лизинга и (или) договорам финансирования под уступку денежного требования), займы, ценные бумаги, вложения в уставные капиталы других юридических лиц и иные финансовые вложения.

• Осуществление заемщиком операций в банке-кредиторе, которые не имеют очевидного экономического смысла (носят запутанный или необычный характер).

• Смена единоличного исполнительного органа заемщика три и более раз за последний календарный год.

• Отсутствие заемщика по месту нахождения, указанному в учредительных документах, или по заявленному им фактическому месту нахождения.


[1] Ранее отсутствие у заемщика-юридического лица реальной деятельности рассматривалось кредитными организациями, как иной существенный фактор, который может повлиять на принятие решения о классификации ссуд в более низкую категорию качества, на основании Письма Банка России № 43-Т от 04.04.2011 «О некоторых вопросах оценки качества ссуд»









Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

 

Поиск

Новое на сайте