Главная | Справочник | Нормативные документы | Обратная связь | Подписка на новости | Архив | Консультации юристов
 

Новое в законодательстве

Авторизация



Банковские операции >> Расчеты >> О национальной платежной системе. Часть 7. Контроль, надзор и риски.

О национальной платежной системе. Часть 7. Контроль, надзор и риски.

PDF Печать
31.08.2011 14:29

Надзорным органом законом «О национальной платежной системе» признан Банк России.

Органами контроля по ряду операций в рамках закона, являются также налоговые органы.

Установленные законом права, обязанности и требования надзорных и контролирующих органов представлены в данном разделе. Кроме того, коротко описана система управления рисками в платежной системе.

В рамках осуществления Банком России надзорных функций закон устанавливает нижеследующие требования:

1. Оператор электронных денежных средств обязан уведомить Банк России в установленном им порядке о начале деятельности по осуществлению перевода электронных денежных средств не позднее 10 рабочих дней со дня первого увеличения остатка электронных денежных средств.

2. Банк России регистрирует операторов платежных систем и ведет их реестр.

Организация, направившая в Банк России регистрационное заявление, вправе стать оператором платежной системы со дня получения регистрационного свидетельства Банка России.

3. Банком России осуществляется признание платежной системы значимой на основании информации, подтверждающей соответствие платежной системы установленным критериям значимости. Банк России систематически осуществляет анализ соответствия значимой платежной системы установленным критериям значимости.

4. Банк России устанавливает требования к значимым платежным системам:

осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков в режиме реального времени;

• осуществление расчета в платежной системе в режиме реального времени или в течение одного дня;

• осуществление расчета через расчетный центр, соответствующий требованиям финансовой устойчивости и управления рисками, установленным Банком России;

обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

• соответствие системы управления рисками значимой платежной системы требованиям закона.

Банк России устанавливает следующие требования к социально значимым платежным системам:

• осуществление оператором платежной системы, и (или) платежным клиринговым центром, и (или) расчетным центром мониторинга и анализа рисков на постоянной основе;

• осуществление расчета через расчетный центр, являющийся банком - участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ, соответствующий требованиям управления рисками, установленным Банком России, или через небанковскую кредитную организацию, осуществляющую расчет по счетам других кредитных организаций не менее трех лет;

обеспечение гарантированного уровня бесперебойности оказания операционных услуг;

• соответствие системы управления рисками значимой платежной системы требованиям закона.

Наблюдение за значимыми платежными системами со стороны Банка России является приоритетным.

5. Банк России анализирует документы и информацию (в том числе данные отчетности), которые касаются деятельности поднадзорных организаций и участников платежных систем, а также организации и функционирования платежных систем. Банк России определяет формы и сроки предоставления отчетности, в том числе в виде отчетности поднадзорной организации и сводной отчетности по платежной системе, методику составления указанной отчетности.

6. Банк России проводит плановые (раз в 2 года) и внеплановые проверки поднадзорных организаций.

7. Банк России имеет право осуществлять нижеследующие действия и меры в случае нарушения поднадзорными организациями требований закона или принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России.

- направляет предписание об устранении нарушения с указанием срока для его устранения;
- ограничивает (приостанавливает) предписанием оказание операционных услуг, в том числе при привлечении операционного центра, находящегося за пределами Российской Федерации, и (или) услуг платежного клиринга;
- в случае неоднократного невыполнения предписаний с требованием об устранении нарушения, влияющего на бесперебойность функционирования платежной системы, в течение одного года со дня направления первого предписания Банка России об устранении такого нарушения Банк России исключает оператора платежной системы из реестра операторов платежных систем;
- Банк России привлекает поднадзорную организацию и ее должностных лиц к административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

8. При осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе Банк России взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти.

9. Банку России предоставлено право запрашивать орган надзора и наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства о предоставлении информации, которые получены в ходе исполнения функций надзора и наблюдения, а также предоставлять подобную информацию органу надзора и наблюдения в национальной платежной системе иностранного государства. В отношении указанной информации Банк России обязан соблюдать требования по раскрытию информации в соответствии с заключенными соглашениями (меморандумами) о сотрудничестве.

Контролирующие функции возложены и на налоговые органы РФ. В частности, контроль за соблюдением банковскими платежными агентами (субагентами) обязанностей по сдаче оператору по переводу денежных средств полученных от физических лиц наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию банковскими платежными агентами (субагентами) специальных банковских счетов для осуществления расчетов. В случаях проведения такого контроля налоговые органы имеют право запрашивать справки о наличии специальных банковских счетов и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, а также выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей), являющихся банковскими платежными агентами (субагентами) у оператора по переводу денежных средств.

Закон определяет требования к системе управления рисками в платежной системе. Оператор платежной системы обязан определить одну из форм организационных моделей управления рисками, а также создать систему управления рисками, предусматривающую мероприятия установленные законом.

Предлагаются следующие способы управления рисками:

1. Установление предельных размеров (лимитов) обязательств участников платежной системы с учетом уровня риска;

2. Создание гарантийного фонда платежной системы;

3. Управление очередностью исполнения распоряжений участников платежной системы;

4. Осуществление расчета в платежной системе до конца рабочего дня;

5. Осуществление расчета в пределах предоставленных участниками платежной системы денежных средств;

6. Обеспечение возможности предоставления кредита;

7. Использование безотзывной банковской гарантии или аккредитива;

8. Другие способы управления рисками, предусмотренные правилами платежной системы.









Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 10.02.2013 14:19
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители. Ваш комментарий появится после его проверки модератором сайта. Обращаем Ваше внимание: сайт направлен на размещение информации, наиболее интересной и полезной для максимального количества посетителей. Поэтому комментарии, содержащие недовольства и возмущения жизнью, законодательством, правительством, и т.д., а также малоинформативные общие рассуждения, флуд и риторические вопросы, публиковаться не будут. Ответы на Ваши вопросы также будут опубликованы только, если тема, поднятая данным вопросом, интересна большинству посетителей и ранее ответ на данный вопрос не давался. Даже если Ваш вопрос не опубликован, ответ на него, по мере возможности, мы можем дать лично на e-mail, который указывается Вами при написании комментария (e-mail нигде не публикуется).


Защитный код
Обновить

Поиск

Новое на сайте