Главная | Справочник | Нормативные документы | Обратная связь | Подписка на новости | Архив | Консультации юристов
 

Новое в законодательстве

Авторизация



Банковские операции >> Налогообложение >> Изменения законодательства в области налогов и страховых взносов с 2012 года

Изменения законодательства в области налогов и страховых взносов с 2012 года

PDF Печать
19.01.2012 12:51

В настоящей статье приведен перечень основных изменений законодательства, так или иначе затрагивающих банковскую деятельность либо представляющих некоторый интерес для кредитных организаций, в том числе. Изменения касаются налогового законодательства и законодательства в области страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс

1. В часть 1 Налогового Кодекса введена Глава 3.1. «Консолидированная группа налогоплательщиков» (КГН).

КГН создается для исчисления и уплаты налога на прибыль организаций с учетом совокупного финансового результата хозяйственной деятельности указанных налогоплательщиков. На ответственного участника КГН возлагаются обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков.

Банки могут являться членами КГН, только в случае, если все другие организации, входящие в эту группу, являются банками (ст.25.2 п.6).

Чтобы создать КГН уже с 1 января 2012 года, необходимо подать документы, предусмотренные п.6 ст. 25.3 в налоговый орган до 31 марта 2012 года.

Минфином РФ дополнительно подготовлено Письмо от 21 декабря 2011 г. N 03-03-10/120, разъясняющее порядок подготовки и оформления документов для регистрации договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

Для справки: ФНС РФ подготовлено Письмо от 29.12.2011 №АС-4-3/22569@, разъясняющее порядок регистрации и изменения договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков.

2. В часть 1 Налогового Кодекса РФ введена новый раздел V.I. «Взаимосвязанные лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимосвязанными лицами. Соглашение о ценообразовании»

• Введено определение взаимосвязанных лиц, а также признаки отнесения лиц к взаимосвязанным (ст.105.1).

• Сделки между взаимозависимыми лицами признаются контролируемыми сделками (ст.105.14).

• Налогоплательщики по требованию контролирующих органов обязаны предоставлять документацию относительно конкретной сделки (группы однородных сделок), указанной в требовании, в случае, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 году - 100 млн. рублей;
в 2013 году - 80 млн. рублей (ст. 105.15).

• Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего нахождения о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, в случаях, если сумма доходов по всем контролируемым сделкам, совершенным налогоплательщиком в календарном году с одним лицом (несколькими одними и теми же лицами, являющимися сторонами контролируемых сделок), превышает соответственно:
в 2012 году - 100 млн. рублей;
в 2013 году - 80 млн. рублей (ст.105.16).

Сведения направляются в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (ст. 105.16).

• Вводится новый вид проверок - проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Проверка может быть проведена на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, или при выявлении контролируемой сделки в результате проведения повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку ранее (ст.105.17).

• Стороны контролируемых сделок могут осуществлять симметричные корректировки, в том случае, если одной из сторон доначислен налог по итогам проверки контролирующим органом (ст.105.18).

• Крупнейшие налогоплательщики могут заключить соглашение о ценообразовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, о порядке определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения в течение срока его действия. В случае, если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения о ценообразовании контролирующий орган не вправе принимать решение о доначислении налогов, пеней и штрафов в отношении тех контролируемых сделок, цены по которым (методы их определения) были согласованы в соглашении о ценообразовании.

• Введена статья 129.4. о взыскании штрафа в размере 5000 рублей за неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках.

• Соответственно положения статей 20 и 40 Налогового Кодекса, ранее определяющие понятия «взаимосвязанные лица» и принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны до 01.01.2012 года. Далее указанные понятия в целях налогообложения применяются в соответствии с вновь введенными статьями Налогового Кодекса.

Для справки:Минфином РФ подготовлены Разъяснения по вопросам применения положений вновь введенной Главы V.1.

3. Статья 38 части I Налогового Кодекса дополнена определением идентичных и однородных товаров/работ/услуг в целях вопросов налогообложения.

4. Статьи 46 и 76 части I Налогового Кодекса, определяющие порядок взыскания налоговых платежей со счетов налогоплательщиков в банках и за счет электронных денежных средств и порядок приостановления операций по счетам в банках дополнены порядками взыскания средств со счетов и приостановлением операций по счетам инвестиционного товарищества и счетов консолидированной группы налогоплательщиков.

5. В часть II в Главу 21 «НДС» внесены изменения в статью 176.1, определяющую заявительный порядок возмещения НДС.

Из перечня требований к банкам, имеющим право предоставлять гарантию, предусматривающую обязательство банка на основании требования налогового органа уплатить в бюджет за налогоплательщика суммы НДС, излишне полученные им (зачтенные ему) в результате возмещения налога в заявительном порядке, если решение о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке будет отменено полностью или частично, исключено наличие у банка зарегистрированного уставного капитала в размере не менее 500 миллионов рублей.

• Введена обязанность налогового органа направить в банк, выдавший банковскую гарантию, письменное заявление об освобождении банка от обязательств по этой банковской гарантии, не позднее дня, следующего за днем направления налогоплательщику, предоставившему банковскую гарантию, сообщения об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

6. В часть II в Главу 23 «Налог на доходы физических лиц» внесены следующие изменения и дополнения:

• Статья 210 «Налоговая база» дополнена положением, определяющим налоговую базу по НДФЛ у налогоплательщиков, получающих пенсии. При отсутствии у таких налогоплательщиков в налоговом периоде доходов, облагаемых по налоговой ставке 13%, разница между суммой налоговых вычетов и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена указанная налоговая ставка, может переноситься на предшествующие налоговые периоды.

• Статья 214.1. «Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок» дополнена новым налоговым агентом, определяющим налоговую базу по операциям с ценными бумагами - депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением - в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 года, владельцу таких ценных бумаг. Налоговая база депозитарием определяется на основе депозитарного договора.

При этом не признается налоговым агентом депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением, при осуществлении выплат налогоплательщикам сумм в погашение номинальной стоимости ценных бумаг. Уплата налога в этом случае производится налогоплательщиком самостоятельно в соответствии со статьей 228 Налогового Кодекса.

• Внесены дополнения и изменения в порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги (статья 214.3). В частности:

Уточнен порядок учета доходов от реализации (расходов по приобретению) ценных бумаг по первой части РЕПО в случае ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО, а также досрочного расторжения договора РЕПО.

Стоимость ценных бумаг в целях НДФЛ должна определяться теперь в соответствии с п. 4 статьи 212 Налогового Кодекса.

Порядок определения налоговой базы, установленный данной статьей, распространен также на операции РЕПО налогоплательщика, совершенным за его счет комиссионерами, поверенными, агентами, доверительными управляющими (в том числе через организатора торговли на рынке ценных бумаг и на торгах фондовой биржи) на основании соответствующих гражданско-правовых договоров.

Уточнен порядок признания доходов и расходов продавца и покупателя по операциям РЕПО. Для целей налогообложения, расходы принимаются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов по операциям РЕПО ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,8 раза, для расходов, выраженных в рублях, и увеличенной в 0,8 раза для расходов, выраженных в иностранной валюте.

Уточнен порядок определения налоговой базы по операции РЕПО в случае ненадлежащего исполнения второй части РЕПО и применении установленной договором РЕПО процедуры урегулирования взаимных требований.

Внесены изменения в порядок определения налоговой базы по операциям, связанным с открытием короткой позиции.

• В статью 217 о доходах, не подлежащих налогообложению, внесено дополнение, согласно которому с 01.01.2012 облагаются НДФЛ компенсации при увольнении в виде суммы выплат выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Изменены размеры предоставляемых стандартных налоговых вычетов (статья 218):

Стандартный налоговый вычет в размере 400 рублей распространяемый ранее на налогоплательщиков, не попадавших в иные категории, отменен с 01.01.2012.

Стандартные налоговые вычеты на детей предоставляются в следующих размерах:

с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно:

1 000 рублей - на первого ребенка;

1 000 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;

с 1 января 2012 года:

1 400 рублей - на первого ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Данный налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода превысил 280 000 рублей.

Минфин РФ подготовил ряд писем, разъясняющих порядок предоставления указанных налоговых вычетов:

1) Письмо от 8 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1014, Письмо от 27 декабря 2011 г. № 03-04-06/8-361, Письмо от 26 декабря 2011 г. № 03-04-06/8-357: при определении применяемого размера стандартного налогового вычета учитывается общее количество детей, то есть первый ребенок - это наиболее старший по возрасту ребенок (даже если он старше 18 и 24 лет), вне зависимости от того, предоставляется на него вычет или нет. Очередность детей определяется в хронологическом порядке по дате рождения независимо от их возраста.

2) Письмо от 29 декабря 2011 г. № 03-04-05/8-1124: даже если первый (старший) ребенок умер, на второго и третьего ребенка предоставляются вычеты за каждый месяц налогового периода в размере 1400 и 3000 руб. соответственно.

3) Письмо от 13 января 2012 г. № 03-04-05/8-10: Если в отдельные месяцы налогового периода работодатель не выплачивал налогоплательщику доход, облагаемый НДФЛ, стандартные налоговые вычеты предоставляются за каждый месяц налогового периода, включая те месяцы, в которых не было выплат дохода. В случаях отсутствия выплаты доходов в течение всего налогового периода, например, в случае оформления отпуска по уходу за ребенком, стандартные налоговые вычеты не предоставляются, так как налоговая база по НДФЛ не определяется.

4) Письмо от 23 декабря 2011 г.№ 03-04-08/8-230 и Письмо от 18 января  2012 г. № 03-04-08/8-5: Ввиду того, что увеличение страндартных налоговых вычетов распространяются на правоотношения возникшие с 01.01.2011, если по окончании 2011 года у налогоплательщика образовалась переплата в связи с увеличением стандартного налогового вычета, то она является излишне удержанной налоговым агентом суммой налога, которая подлежит возврату на основании заявления работника в порядке, установленном п.1 ят.231 НК РФ.

Расширен список организаций благотворительные пожертвования в которые, являются социальными налоговыми вычетами налогоплательщика (статья 219).

• При использовании имущественного вычета налогоплательщиками, получающими пенсии в соответствии с законодательством РФ, в случае отсутствия у них доходов, облагаемых по налоговой ставке13%, остаток имущественного вычета может быть перенесен на предшествующие налоговые периоды, но не более трех (статья 220).

• Статья 230 дополнена порядком представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет за этот налоговый период.

Указанные сведения представляются налоговыми агентами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или на электронных носителях. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.

• Действие п. 40 ст. 217 Налогового Кодекса бессрочно продлено. Таким образом, суммы, выплачиваемые своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, и в 2012 г. не облагаются НДФЛ.

7. В часть II Главу 25 «Налог на прибыль» внесены следующие изменения и дополнения:

• Состав внереализационных расходов дополнен суммами корректировок прибыли налогоплательщика вследствие применения методов определения для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренным вновь введенными статьями 105.12 и 105.13 Налогового Кодекса.

• Статья 263 «Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование» дополнена добровольным страхованием экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков.

Введена статья 278.1. об особенностях определения налоговой базы по доходам, полученным участниками консолидированной группы налогоплательщиков.

Бессрочно продлено действие п. 23 ст. 270 Налогового Кодекса. Таким образом, суммы возмещения работникам затрат на уплату процентов по займам (кредитам) на покупку или строительство жилья можно учитывать в расходах в целях налогообложения прибыли и после 01.01.2012 года.

8. Часть II Глава 25.3 «Государственная пошлина» дополнена госпошлиной за удостоверение договоров купли-продажи и залога доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью в зависимости от суммы договора (333.24)

Изменения, касающиеся страховых взносов в государственные внебюджетные фонды

С 1 января 2012 года:

1. Предельная величина для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - 512000 рублей нарастающим итогом с 1 января 2012 г. в отношении каждого физического лица (Постановление Правительства № 974 от 24.11.11).

2. Тариф страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (за исключением некоторых категорий страхователей) в 2012 году составил 22% . Тариф страхового взноса сверх предельной величины составил :10% - в ПФ РФ , 0% - в ФСС и ФФОМС (ст.58.2. Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

3. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в полном объеме (5,1%) перечисляются в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ст.ст.14 и 58.2. Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

4. Увеличен до 1000 рублей максимальный размер штрафа (вне зависимости от срока задержки) за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст.46 Федерального закона № 212-ФЗ от24.07.2009) .

5. Введен штраф в сумме 5000 рублей за нарушение срока предоставления информации в ПФР и ФСС об открытии или о закрытии им счета в каком-либо банке (ст.46.1. Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

6. Увеличен до 200 рублей за каждый документ штраф за непредставление документов в ПФР, ФФОМС или ФСС (ст.48 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009).

7. Установлена обязанность сообщать в ФСС РФ сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенных обязательных (предварительных и периодических) медосмотрах (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

8. Размер скидки или надбавки к тарифу по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний определяется по итогам работы страхователя за три года (п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).









Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 10.02.2013 16:45
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители. Ваш комментарий появится после его проверки модератором сайта. Обращаем Ваше внимание: сайт направлен на размещение информации, наиболее интересной и полезной для максимального количества посетителей. Поэтому комментарии, содержащие недовольства и возмущения жизнью, законодательством, правительством, и т.д., а также малоинформативные общие рассуждения, флуд и риторические вопросы, публиковаться не будут. Ответы на Ваши вопросы также будут опубликованы только, если тема, поднятая данным вопросом, интересна большинству посетителей и ранее ответ на данный вопрос не давался. Даже если Ваш вопрос не опубликован, ответ на него, по мере возможности, мы можем дать лично на e-mail, который указывается Вами при написании комментария (e-mail нигде не публикуется).


Защитный код
Обновить

Поиск

Новое на сайте