Главная | Справочник | Нормативные документы | Обратная связь | Подписка на новости | Архив | Консультации юристов
 

Новое в законодательстве

Авторизация



Банковские операции >> Банковские заметки >> Изменения 2013 года: о банках и финансах

Изменения 2013 года: о банках и финансах

PDF Печать
08.01.2013 13:00

Настоящая статья рассматривает перечень основных изменений законодательной и нормативной базы, касающихся области банков и финансов, и вступающих в силу с 2013 года.

1. Бухгалтерский учет банков

Вступило в силу новое Положение Банка России от 16.07.2012 № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". В связи с этим изменен порядок бухгалтерского учета:

переводов без открытия счета;
• межфилиальных расчетов;
• аккредитивов;
• расчетов с платежными системами.

См. Ответы Банка России о применении Положения 385-П

2. Хранение информации

Вступает в силу статья 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», введенная Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ С 27.01.2013 г.).

В соответствии с нововведением, кредитные организации обязаны обеспечивать хранение информации об их деятельности. В целях хранения информации об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении кредитная организация обязана отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем 5 лет с даты включения информации в базы данных.

При этом должна быть обеспечена возможность доступа к такой информации по состоянию на каждый операционный день. Порядок создания, ведения и хранения баз данных, содержащих такую информацию, устанавливается Банком России.

3. Резервы на возможные потери

1) В соответствии с изменениями, внесенными в Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" от 26.03.2004 № 254-П:

• Кредитной организацией может быть принято решение о неувеличении фактически сформированного резерва по ссудам, в том числе юридических лиц, финансовое положение и (или) качество обслуживания долга которых ухудшилось вследствие чрезвычайной ситуации.

• В случае отсутствия у кредитной организации документов, подтверждающих осуществление сделки с заемщиком, предоставленная такому заемщику ссуда классифицируется не выше, чем в V категорию качества с формированием резерва в размере не менее 100 %.

• Кредитная организация вправе не исключать Ссуду из портфеля однородных ссуд в случае, когда величина ссуды не превышает 0,01 процента от величины собственных средств (капитала) кредитной организации (но не более 1 000 000 рублей – ранее 100 000 рублей) и по ней отсутствует просроченная задолженность длительностью свыше 90 календарных дней.

• Ссуды, выданные физическим лицам теперь должны группироваться в портфели однородных ссуд трех видов:

1) обеспеченных ссуд (ипотечные ссуды и кредиты на покупку автотранспортных средств );

2) прочих ссуд ;

3) ссуд, выданных физическим лицам, которые получают на свои банковские (депозитные) счета, открытые в кредитной организации, заработную плату и иные выплаты в связи с выполнением трудовых обязанностей;

• В зависимости от сроков прсрочек платежей, Портфели однородных ссуд, выданных физическим лицам после 01.01.2013 г., и выданных субъектам малого и среднего предпринимательства, дополнены Портфелями ссуд с просроченными платежами продолжительностью:

- от 181 до 360 календарных дней;
- свыше 360 календарных дней.

Следует отметить, что учитывая Указания Банка России № 2947-У и 2948-У от 24.12.2012 года, переформирование портфелей ссуд, выданных физическим лицам до 01.01.2013 и выданных субъектам малого и среднего предпринимательства , по срокам от 181 до 360 календарных дней и свыше 360 календарных дней, кредитным организациями необходимо произвести не позднее 1 марта 2013 года.

• К обеспечению 1 категории качества относятся также договоры страхования экспортных кредитов и инвестиций, обеспеченные государственными гарантиями и (или) гарантиями государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2011 года N 964 "О порядке осуществления деятельности по страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и политических рисков".

• К обеспечению 2 категории качества относятся также поручительства Агентства по ипотечному жилищному кредитованию по закладным, принятым в обеспечение по предоставленным ссудам.

2) В соответствии с изменениями, внесенными в Положение Банка России «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" от 20.03.2006 № 283-П:

• Требования данного Положения не распространяются на:

◊ вложения в ценные бумаги, приобретенные по договорам займа;
◊ активы, учитываемые по текущей (справедливой) стоимости;
◊ договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, на которые распространяется действие Положения Банка России от 4 июля 2011 года N 372-П.

• Резерв на возможные потери формируется в том числе и по обязательствам некредитного характера .

• Элементы расчетной базы резерва, относящиеся к контрагенту, у которого перед кредитной организацией имеется задолженность по ссуде, не могут быть классифицированы в категорию качества, соответствующую категории качества, к которой отнесена задолженность по ссуде если элементы расчетной базы в соответствии с требованиями Положения 283-П классифицируются в категорию качества более низкую, чем категория качества ссуды, определенная в соответствии с требованиями Положения Банка России N 254-П.

• Установлен порядок расчета резерва по:

√ активам, не используемым для осуществления банковской деятельности;

√ по операциям, совершаемым на возвратной основе с ценными бумагами, переданными без прекращения признания (включая операции с ценными бумагами, ранее полученными на возвратной основе без признания);

√ по остатках на балансовых счетах 20202, 20203, 20208, 20209, 20210.

• Введено понятие Резервов-оценочных обязательств некредитного характера.

• В случае отсутствия у кредитной организации документов, подтверждающих осуществление сделки с контрагентом, резерв по элементам расчетной базы, относящимся к данному контрагенту, формируется в размере 100 %.

4. Обязательные нормативы банков

Обязательные нормативы с 01.01.2013 года будут рассчитываться банками по новой Инструкции № 139-И от 03.12.2012 года. Изменения в расчете коснулись норматива Н1 и величины кредитного риска по кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов и производным инструментам, которые обеспечены соответствующими способами исполнения обязательств заемщика.

5. Новое Положение о расчете величины рыночного риска

Положение Банка России № 387-П от 28.09.2012 года «О порядке расчета кредитными организациями величины рыночного риска», устанавливающее новый порядок расчеты рыночного риска, вступает в силу с 01.02.2013 года.

6. Отчетность

1) В связи с вступлением в силу новых нормативных актов Банка России претерпело изменения Указание № 2332-У, определяющее порядок составления и представления отчетности банками в Банк России.

2) Вступает в силу Указание Банка России от 03.12.2012 N 2923-У "Об опубликовании и представлении кредитными организациями консолидированной финансовой отчетности".

7. Национальная платежная система

1) С 01.01.2013 года должны были вступить в силу оставшиеся положения ст.9 Федерального закона «О национальной платежной системе» № 161-ФЗ от 27.06.2011 г. А именно:

• Оператор по переводу денежных средств вправе отказать клиенту в заключении договора об использовании электронного средства платежа.

• Оператор по переводу денежных средств обязан информировать клиента о совершении каждой операции с использованием электронного средства платежа путем направления клиенту соответствующего уведомления в порядке, установленном договором с клиентом.

• Оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить возможность направления ему клиентом уведомления об утрате электронного средства платежа и (или) о его использовании без согласия клиента.

• Оператор по переводу денежных средств обязан фиксировать направленные клиенту и полученные от клиента уведомления, а также хранить соответствующую информацию не менее трех лет.

• Оператор по переводу денежных средств обязан предоставлять клиенту документы и информацию, которые связаны с использованием клиентом его электронного средства платежа, в порядке, установленном договором.

• Оператор по переводу денежных средств обязан рассматривать заявления клиента, в том числе при возникновении споров, связанных с использованием клиентом его электронного средства платежа, а также предоставить клиенту возможность получать информацию о результатах рассмотрения заявлений, в том числе в письменной форме по требованию клиента, в срок, установленный договором, но не более 30 дней со дня получения таких заявлений, а также не более 60 дней со дня получения заявлений в случае использования электронного средства платежа для осуществления трансграничного перевода денежных средств.

• В случае утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента клиент обязан направить соответствующее уведомление оператору по переводу денежных средств в предусмотренной договором форме незамедлительно после обнаружения факта утраты электронного средства платежа и (или) его использования без согласия клиента, но не позднее дня, следующего за днем получения от оператора по переводу денежных средств уведомления о совершенной операции.

• После получения оператором по переводу денежных средств уведомления клиента оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента после получения указанного уведомления.

• В случае, если оператор по переводу денежных средств не исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции, оператор по переводу денежных средств обязан возместить клиенту сумму операции, о которой клиент не был проинформирован и которая была совершена без согласия клиента.

• В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по информированию клиента о совершенной операции и клиент не направил оператору по переводу денежных средств уведомление, оператор по переводу денежных средств не обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

• В случае, если оператор по переводу денежных средств исполняет обязанность по уведомлению клиента - физического лица о совершенной операции и клиент - физическое лицо направил оператору по переводу денежных средств уведомление, оператор по переводу денежных средств должен возместить клиенту сумму указанной операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления. В указанном случае оператор по переводу денежных средств обязан возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента, если не докажет, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа, что повлекло совершение операции без согласия клиента - физического лица.

• Обязанности оператора по переводу денежных средств возместить сумму операции, совершенной без согласия клиента до момента направления клиентом - физическим лицом уведомления, не возникает в случае совершения операции с использованием клиентом - физическим лицом неперсонифицированного электронного средства платежа.

Но в связи с принятием Федерального закона № 267-ФЗ от 25.12.2012 года вступление в силу перечисленных положений Закона «О национальной платежной системе» отложено еще на один год.

См. Разъяснения Банка России о применении ст. 9 Федерального закона «О национальной платежной системе»

2) Вступает в силу Глава 3 Положения Банка России «О правилах осуществления перевода денежных средств» № 383-П от 19.06.2012 года, определяющая особенности выполнения процедур приема к исполнению распоряжений участников платежной системы платежным клиринговым центром.

8. Новый закон «О бухгалтерском учете»

Действие нового закона "О бухгалтерском учете" № 402-ФЗ, принятого взамен действовашего ранее № 129-ФЗ, теперь распространяется, в том числе, и на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой.

При этом, индивидуальные предпринимателе и лица, занимающиеся частной практикой, имеют право на освобождение от ведения бухгалтерского учета, в случае, если они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.

Экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода.

Следует учесть, что в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый Кодекс РФ Федеральным законом № 97-ФЗ от 29.06.2012 г., с 1 января 2013 г. организации также обязаны, не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговый орган по месту своего нахождения, за исключением случаев, когда организация не обязана вести бухгалтерский учет.

Из перечня документов входящих в состав годовой отчетности исчезли аудиторское заключение и пояснительная записка. При этом, это не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни их обязанность публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным.

С 1 января 2013 года исключено требования об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации, утвержденных Госкомстатом РФ. Используемые в организации формы первичных документов могут быть утверждены руководителем.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями Минфина РФ (информация № ПЗ-10/2012), обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов.В частности, остаются обязательными к использованию первичные документы, утвержденные Банком России.

Изменены подходы в отношении Учетной политики организаций ( в частности исключены некоторые обязательные ее составляющие).

Следует учесть, что до принятия Банком России нормативных актов на основании нового Закона «О бухгалтерском учете», требования к учетной политике кредитных организаций остаются прежними.

9. Регистрация на территории РФ

В соответствии с Федеральным законом от 12.11.2012 N 186-ФЗ, с 1 января 2013 года вид на жительство, выдаваемый лицам без гражданства, и заменяющий загранпаспорт проездной документ лица, признанного беженцем, должны содержать электронный носитель информации.

Указанный электронный носитель информации, содержащийся в виде на жительство лица без гражданства и проездном документе беженца, в качестве биометрических параметров должен содержать электронные изображения лица человека и папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека.

Кроме этого отменены положения, касающиеся срока признания беженцем (максимальный срок составлял 3 года, но мог продлеваться), в связи с чем установлен конкретный срок действия проездного документа беженца, необходимого для выезда за пределы РФ и въезда на территорию РФ, - этот срок составляет 5 лет.

10. Таможенное право

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ С 1 января 2013 года таможенные органы обязаны передавать в электронном виде информацию о зарегистрированных декларациях на товары уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) товаров.

11. Рынок ценных бумаг

1) Вступают в силу изменения в Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 28.12.2010 № 10-78/пз-н.

В частности:

• исключена регламентация конкретного времени суток, в течение которого должна проводиться основная торговая сессия, - это время теперь определяется самими организаторами торговли;

• введена обязанность организаторам торговли устанавливать методику определения цен закрытия ценных бумаг; при этом определены некоторые положения порядка определения цен закрытия;

• уточнен порядок листинга ценных бумаг;

• исключена обязанность эмитентов ежеквартально предоставлять фондовой бирже бухгалтерскую отчетность и отчетность, предусмотренную законодательством о рынке ценных бумаг;

• установлена обязанность фондовых бирж по проведению не реже одного раза в два года аудита основных процессов разработки, тестирования и эксплуатации технических средств проведения торгов;

• уточнен порядок раскрытия организатором торговли сведений о себе, в т.ч. перечень этих сведений, на своем сайте в Интернете.

Изменения внесены Приказом ФСФР России от 20.11.2012 N 12-96/пз-н

2) Вступает в силу Приказ ФСФР России от 11.10.2012 N 12-87/пз-н "Об утверждении Положения о требованиях к клиринговой деятельности", которым определяется содержание принимаемых клиринговыми организациями правил клиринга, состав информации, размещаемой ими на своих сайтах, порядок осуществления клиринга (в частности допуск к клирингу обязательств, возникших по различным основаниям), а также устанавливается порядок регистрации клиринговой организацией участников клиринга, состав и порядок определения стоимости активов, предназначенных для клирингового обеспечения, порядок внутреннего учета в клиринговой организации, содержание и порядок предоставления отчетов участникам клиринга, требования к порядку хранения и защиты информации.

3) До 4 марта 2013 года профессиональные участники рынка ценных бумаг должны привести инструкции о внутреннем контроле в соответствие с требованиями Приказа ФСФР России от 24.05.2012 N 12-32/пз-н.

4) До 21 марта 2013 года профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев эмиссионных ценных бумаг, и эмитентов эмиссионных ценных бумаг, осуществляющие самостоятельное ведение реестра владельцев ценных бумаг (реестродержатели) должны привести свою деятельность в соответствие с требованиями, установленными Приказом ФСФР России от 28.06.2012 N 12-52/пз-н..

12. Проведение общего собрания акционеров

С 28.02.2012 года вступает в силу новое Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров, утвержденное Приказом ФСФР России от 02.02.2012 N 12-6/пз-н. Положение распространяется на годовые и внеочередные общие собрания акционеров закрытых и открытых акционерных обществ.

См. также изменения в действующие нормативные акты Банка России:

Опубликованы новые нормативные акты Банка России

Об опубликовании нормативных актов Банка России









Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 12.02.2013 08:51
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители. Ваш комментарий появится после его проверки модератором сайта. Обращаем Ваше внимание: сайт направлен на размещение информации, наиболее интересной и полезной для максимального количества посетителей. Поэтому комментарии, содержащие недовольства и возмущения жизнью, законодательством, правительством, и т.д., а также малоинформативные общие рассуждения, флуд и риторические вопросы, публиковаться не будут. Ответы на Ваши вопросы также будут опубликованы только, если тема, поднятая данным вопросом, интересна большинству посетителей и ранее ответ на данный вопрос не давался. Даже если Ваш вопрос не опубликован, ответ на него, по мере возможности, мы можем дать лично на e-mail, который указывается Вами при написании комментария (e-mail нигде не публикуется).


Защитный код
Обновить

Поиск

Новое на сайте