Главная | Справочник | Нормативные документы | Обратная связь | Подписка на новости | Архив | Консультации юристов
 

Новое в законодательстве

Авторизация



Банковские операции >> Расчеты >> Что изменит Закон «О национальной платежной системе»

Что изменит Закон «О национальной платежной системе»

PDF Печать
05.09.2011 07:29

В связи с принятием Закона «О национальной платежной системе» претерпели изменения целый ряд законодательных актов. Основные изменения внесены Федеральным законом № 162-ФЗ от 27.06.2011 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О национальной платежной системе».

Предлагаются к рассмотрению наиболее важные и значимые изменения.

I. Основные изменения, коснувшиеся закона «О банках и банковской деятельности».

II. Дополнение, вносимое в Федеральный закон «О налоговых органах российской Федерации».

III. Основные изменения и дополнения, коснувшиеся Части первой Налогового кодекса РФ.

IV. Основные изменения и дополнения, вносимые в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

V. Изменения и дополнения, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

VI. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

VII. Дополнение, вносимое в закон «О связи».

VIII. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

IX. Дополнение, вносимое в закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

X. Изменения и дополнения, вносимые в закон "Об исполнительном производстве".

XI. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

XII. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

I. Основные изменения, коснувшиеся закона «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту – Закон).

1. Внесены дополнения в определение небанковской кредитной организации (ст.1 Закона).

Ранее небанковские кредитные организации имели право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых для них устанавливались Банком России. Сейчас дополнительно введено определение небанковской кредитной организации имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Такая небанковская кредитная организация может осуществлять исключительно банковские операции:

• осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов).

Только в части банковских счетов юридических лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов:

• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

• осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам.

Только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов:

• инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

2. Внесены уточнения и дополнения в определения банковских операций и сделок (ст.5 Закона).

Банковская операция «Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц...» будет звучать как «Осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц...». Банковская операция по осуществлению переводов без открытия счетов (за исключением почтовых переводов), дополнена правом осуществлять переводы электронных денежных средств, в том числе.

3. Кредитным организациям разрешено заключение договоров в целях выполнения функций центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности".

4. Переводы денежных средств без открытия банковских счетов, за исключением переводов электронных денежных средств, осуществляются по поручению физических лиц. Таким образом, юридические лица могут осуществлять перевод электронных денежных средств без открытия счета.

5. Установлен размер уставного капитала вновь регистрирующихся небанковских кредитных организаций, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций. Он равен 18 млн. рублей (ст.11 Закона).

6. Дополнено право не кредитной организации и осуществляющей функции центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом "О клиринге и клиринговой деятельности", осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной формах при заключении на валютной бирже договоров о приобретении (об отчуждении) иностранной валюты в целях выполнения функций центрального контрагента (ст.13 Закона).

7. Деятельность банковских платежных агентов определяется Законом «О Национальной платежной системе», в связи с чем, статья 13.1 содержащая положения о банковских платежных агентах полностью утратила силу.

8. В статью 14 Закона внесены дополнения в части документов, представляемых в Банк России при государственной регистрации на руководителя и главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций.

9. Статья 15 Закона дополнена в части установления срока принятия решения о государственной регистрации и выдачи лицензии в отношении небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (не более 3 месяцев).

10. Статья 26 Закона гласящая о банковской тайне дополнена положениями о порядке представления кредитными организациями информации о торговых и клиринговых счетах юридических лиц и об операциях по указанным счетам. А также обязанностью операционных центров, платежных клиринговых центров не раскрывать третьим лицам сведения об операциях и о счетах участников платежных систем и их клиентов.

Положения статьи о банковской тайне распространены на сведения об операциях клиентов кредитных организаций, осуществляемых банковскими платежными агентами (субагентами), а также на сведения об остатках электронных денежных средств клиентов кредитных организаций и сведения о переводах электронных денежных средств кредитными организациями по распоряжению их клиентов.

11. Наложение ареста и взыскания в соответствии с законодательством РФ теперь может быть обращено, в том числе, и на электронные денежные средства клиентов физических и юридических лиц (ст.27 Закона).

12. Положения статьи 29 Закона, касающиеся комиссионного вознаграждения по операциям с платежными картами, дополнены обязанностью кредитной организации указывать информацию и об отсутствии такого вознаграждения до начала операций.

II. Дополнение, вносимое в Федеральный закон «О налоговых органах российской Федерации».

1. Налоговым органам дополнительно предоставлено право контролировать соблюдение платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет. Налоговые органы контролируют также использование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Кроме того, за нарушение указанных требований, налоговые органы вправе налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей.

III. Основные изменения и дополнения, коснувшиеся Части первой Налогового кодекса РФ.

1. Об открытии/закрытии электронного счета (электронного кошелька) организации и индивидуальному предпринимателю необходимо будет сообщать в налоговую инспекцию в том же порядке, что и об открытии банковского счета, т.е. в течение 7 рабочих дней со дня открытия.

Буквально это новое требование, вводимое в статью 23 Налогового Кодекса, звучит так: налогоплательщик обязан сообщить в налоговые органы «о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права».

2. Статья 45 Налогового Кодекса дополнена положением о том, что обязанность по уплате налога физическим лицом считается исполненной с момента передачи им в банк поручения на перечисление в бюджет РФ на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления. Ранее момент исполнения обязательств по уплате налога физическим лицом оговаривался только для вносимых им наличных денежных средств.

3. Статьи 46 и 48 Налогового Кодекса содержащие положения о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, дополнены в части предоставления прав налоговым органам обращать взыскание на электронные денежные средства налогоплательщиков.

4. Предоставленное в соответствии со статьей 76 Налогового Кодекса налоговым органам право приостанавливать операции по счетам в банках распространено и на электронные счета. Приостановление переводов электронных денежных средств налогоплательщика-организации означает прекращение банком операций, влекущих уменьшение остатка электронных денежных средств, в пределах суммы, указанной в решении налогового органа.

Установлено также, что порядок направления в банк в электронном виде решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств или решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке и переводов его электронных денежных средств устанавливается Банком России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Банки открывают организациям и индивидуальным предпринимателям электронные счета (предоставляют право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств) только при предъявлении этой организаций/индивидуальным предпринимателем свидетельства о постановке на налоговый учет.

Сообщить о предоставлении права или прекращении права организации (индивидуального предпринимателя) использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа банк обязан в 3-х дневный срок со дня соответствующего события.

Банки также обязаны выдавать налоговым органам справки об остатках электронных денежных средств и переводах электронных денежных средств.

6. Дополнительно введена статья 135.2. «Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами». Штрафные санкции аналогичны тем, которые предусмотрены за нарушение порядка работы по банковским счетам.

Например:

• за предоставление права организации/ использовать корпоративное электронное средство платежа для переводов электронных денежных средств без предъявления свидетельства (уведомления) о постановке на учет в налоговом органе, а равно предоставление указанного права при наличии у банка решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств этого лица - штраф в размере 20 тысяч рублей;

• Несообщение в установленный срок банком налоговому органу сведений о предоставлении (прекращении) права организации/индивидуальному предпринимателю использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, об изменении реквизитов корпоративного электронного средства платежа - штрафа в размере 40 тысяч рублей.

IV. Основные изменения и дополнения, вносимые в закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

1. Основные изменения данного закона коснулись статьи 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

• В пункты 1.1. и 1.2. о возможности не проведения идентификации клиента и выгодоприобретателя в случаях, когда сумма операции не превышает 15 тыс. руб. включены также представители клиента.

Добавлены аналогичные положения, касающиеся переводов без открытия счета, в том числе электронных денежных средств:

«Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случая, если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма».

Введены также соответствующие дополнения, подтвердившие положения Закона «О национальной платежной системе» о праве кредитной организации поручать на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, банковскому платежному агенту проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств.

• Обозначена ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации всех участников процесса. Кроме того, кредитным организациям вменено в обязанность сообщать Банку России в установленном им порядке информацию о лицах, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации.

2. До 30 дней увеличен срок приостановления уполномоченным органом операций лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в случае если полученная информация подтверждена, в случае если по заявлению уполномоченного органа есть решение суда, то такие операции приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с действующим законодательством (статья 8).

V. Изменения и дополнения, вносимые в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Введена административная ответственность за нарушение платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов (размер штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей).

2. В связи с этим, Банку России, в соответствии с возложенными на него функциями, предоставлено право также устанавливать перечень должностных лиц, имеющих право составлять протокол об административной ответственности.

3. Вводится статья 15.36. «Неисполнение предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе» предполагающая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей за повторное в течение года неисполнение оператором платежной системы, операционным центром, платежным клиринговым центром предписания Банка России, направленного им при осуществлении надзора в национальной платежной системе.

VI. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

1. Основные изменения, связаны с функцией Банка России, установленной законом «О национальной платежной системе», по надзору за небанковскими кредитными организациями, имеющих право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (далее - НКО).

Так, для них установлены:

1) Обязательные нормативы:

• норматив достаточности собственных средств (капитала), определяемый как отношение суммы собственных средств (капитала) к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив достаточности собственных средств (капитала) устанавливается в размере 2 процентов;

• норматив ликвидности, определяемый как отношение суммы ликвидных активов сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней к сумме обязательств перед клиентами на последнюю отчетную дату квартала. Норматив ликвидности устанавливается в размере 100 процентов.

2) Обязанность по управлению операционными рисками с целью обеспечения бесперебойности осуществления перевода денежных средств в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России.

3) Периодичность представления отчетности.

Если средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца превышает 2 миллиарда рублей, отчетность НКО в Банк России представляет ежеквартально. Если средний за полгода объем обязательств перед клиентами по переводам денежных средств без открытия банковских счетов в течение месяца не превышает 2 миллиардов рублей - раз в полгода.

Порядок и формы представления отчетности устанавливаются нормативными актами Банка России.

4) Право размещать денежные средства, предоставленные клиентами для переводов без открытия банковских счетов, исключительно:

- на корреспондентском счете в Банке России;
- на депозитах Банка России;
- на корреспондентских счетах в кредитных организациях.

2. Кроме того, в Закон вводится новая глава XII.1. «Обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы», определяющая Банк России как орган, обеспечивающий эффективное и бесперебойное функционирование платежной системы и осуществляющий за ней наблюдение. А также, устанавливающий правила, формы и стандарты наличных и безналичных расчетов в РФ.

VII. Дополнение, вносимое в закон «О связи».

1. Денежные средства, являющиеся авансом абонента - физического лица за услуги связи, могут быть использованы для увеличения остатка электронных денежных средств такого абонента в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе".

VIII. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О валютном регулировании и валютном контроле".

1. Добавлено право нерезидентов без ограничений осуществлять между собой на территории РФ переводы иностранной валюты и рублей без открытия банковских счетов, а также осуществлять переводы иностранной валюты и рублей без открытия банковских счетов с территории РФ и получать на территории РФ переводы иностранной валюты и рублей без открытия банковских счетов.

2. Внесено дополнение в статью 14 о праве резидентов юридических лиц производить расчеты при осуществлении валютных операций, в том числе, переводами электронных денежных средств.

3. Также статья 14 дополнена новым пунктом касающимся расчетов физических лиц- резидентов:

Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением «перевода без открытия банковского счета физическим лицом - резидентом в пользу нерезидента на территории РФ, получения физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковского счета на территории РФ от нерезидента, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать соответственно только ограничение суммы перевода и суммы получения перевода".

IX. Дополнение, вносимое в закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Одно важное дополнение: Электронные денежные средства не подлежат страхованию в соответствии с данным законом.

X. Изменения и дополнения, вносимые в закон "Об исполнительном производстве".

1. Основные изменения связаны с введением дополнительных положений о распространении действия данного закона на случаи обращения взыскания на электронные денежные средства должника, перевод которых осуществляется с использованием персонифицированных электронных средств платежа, корпоративных электронных средств платежа.

2. Не может быть обращено взыскание по обязательствам оператора платежной системы, центрального платежного клирингового контрагента или участника платежной системы на денежные средства, находящиеся на счете гарантийного фонда платежной системы, открытом в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе".

XI. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

1. Внесено изменение в определение платежного агента. Платежным агентом не можем являться кредитная организация.

Кроме того, введено положение о том, что, кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

Но, важно отметить, что это вовсе не значит, что кредитные организации теперь не смогут принимать наличные денежные средстве для осуществления переводов физических лиц в пользу поставщиков услуг (например, в оплату тех же услуг связи).

Переводы физических лиц – это банковская операция и проводят ее кредитные операции в соответствии со своей лицензией, заключение договора для этого не требуется.

Это подтверждает и Информация Банка России от 12.08.2011, поясняющая данное положение.

«...Кредитные организации вправе без ограничений осуществлять безналичные расчеты в пользу поставщиков по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета с приемом от них наличных денежных средств в кассы, платежные терминалы и банкоматы кредитных организаций.
При этом безналичные расчеты с поставщиками по переводам денежных средств физических лиц без открытия банковского счета могут сопровождаться на основании заключенных с поставщиками договоров обменом информацией между кредитной организацией и поставщиком о подлежащих оплате физическими лицами услугах и осуществляемых по их поручению переводах денежных средств без открытия банковского счета».

2. Установлена обязанность поставщика услуг предоставлять налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей

3. При приеме платежей платежный агент обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Ранее это был отдельный банковский счет.

Обязанность использовать специальный банковский счет появилась и у поставщика услуг.

Специальные банковские счета платежных агентов и поставщиков услуг будут открываться на балансовом счете 40821.

4. Определены операции, которые могут проводиться платежным агентом и поставщиком услуг по своим специальным банковским счетам. Они аналогичны операциям, которые могут проводить по специальным банковским счетам банковские платежные агенты.

По специальному банковскому счету платежного агента могут осуществляться следующие операции:

1) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств;

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика.

По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

Осуществление иных операций по специальным банковским счетам платежных агентов и поставщиков услуг не допускается.

5. Контроль за соблюдением платежными агентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а также по использованию платежными агентами и поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей возложены на налоговые органы.

6. На банки возложена обязанность выдавать налоговым органам справки о наличии специальных банковских счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на специальных банковских счетах, выписки по операциям на специальных банковских счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

7. На операторов по приему платежей возложена обязанность выдавать налоговым органам сведения об осуществленных расчетах в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

8. Отдельно выделено положение о том, что, прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, а также получение поставщиком денежных средств, принятых платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами, не допускаются.

XII. Изменения и дополнения, вносимые в закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

1. Введена возможность уплаты таможенных платежей, авансовых платежей, пеней, процентов, штрафов может осуществляться с применением устройств, предназначенных для совершения операций с использованием электронных средств платежа, без возможности приема (выдачи) наличных денежных средств (электронные терминалы), а также через платежные терминалы или банкоматы.

2. Определен порядок информационного обмена между участниками расчетов.

3. Определено, что при уплате таможенных пошлин, налогов в безналичном порядке подтверждением исполнения обязанности плательщика по уплате является поступление сумм таможенных пошлин, налогов на счета.

При уплате таможенных пошлин, налогов с использованием электронных терминалов, платежных терминалов или банкоматов, таким подтверждением является документ, сформированный электронным терминалом, платежным терминалом или банкоматом, в том числе в электронном виде, подтверждающий осуществление перевода денежных средств. С момента формирования указанного документа перевод денежных средств, осуществляемый в целях уплаты таможенных пошлин, налогов, становится безотзывным.









Похожие статьи:
Следующие статьи:
Предыдущие статьи:

Обновлено 10.02.2013 14:22
 

Добавить комментарий

Уважаемые посетители. Ваш комментарий появится после его проверки модератором сайта. Обращаем Ваше внимание: сайт направлен на размещение информации, наиболее интересной и полезной для максимального количества посетителей. Поэтому комментарии, содержащие недовольства и возмущения жизнью, законодательством, правительством, и т.д., а также малоинформативные общие рассуждения, флуд и риторические вопросы, публиковаться не будут. Ответы на Ваши вопросы также будут опубликованы только, если тема, поднятая данным вопросом, интересна большинству посетителей и ранее ответ на данный вопрос не давался. Даже если Ваш вопрос не опубликован, ответ на него, по мере возможности, мы можем дать лично на e-mail, который указывается Вами при написании комментария (e-mail нигде не публикуется).


Защитный код
Обновить

Поиск

Новое на сайте